Искусственное растягивание
Безусловно, есть и те профессии, подготовка специалистов которых требует иногда даже более чем 6 лет. К ним относятся, например, медики. Но специфика подготовки врачей такова, что в процессе обучения они в любом случае получают достаточно практики. К тому же интернатура сама по себе уже является работой и облегчает их выход на рынок труда.
Как быть с гуманитариями, неясно. К сожалению, переход на шестилетку сыграет с ними злую шутку не только в плане времени, но и в плане денег.
«Это лишние 100–150 тысяч рублей на каждого студента. Неплохая прибавка к бюджету университета, но какой удар по карману семьи! Преподавателям приходится менять учебные планы, перестраивать работу с учащимися. Это трудозатратно и несет за собой некоторые потери в качестве образования», — комментирует преподаватель московского вуза, пожелавший остаться неизвестным.
В итоге лишний год обучения выльется в невозможность заработать и необходимость потратить. В таком случае реорганизация учебного процесса в вузах невыгодна не только самим потребителям образовательных услуг, но и рынку труда: задержавшиеся на учебе специалисты могут потом никому не пригодиться.
Опрос: Что нужно изменить в системе высшего образования?
В первую очередь нужно задуматься о практике. Это вечный вопрос: теории — масса, практики — почти ноль. Кроме того, необходимо обновлять методическую часть. По некоторым предметам мы до сих пор читаем советскую литературу, а ведь время идет. И эти новые книги должны быть в максимальном доступе в библиотеках вузов.
И про преподавательский состав: нужно приглашать больше молодых специалистов. Старое поколение, конечно, опытное, но уже не может выкладываться в полную силу.
Было бы здорово, если бы у нас, как на Западе, можно было бы самому выбирать предметы на семестр. Пусть вуз определяет какой-то необходимый минимум дисциплин, а остальные — факультативно, по желанию студента. Это освободило бы время для тех, кто работает, и дало больше возможностей тем, кому интересно изучать больше. И хотелось бы, чтобы отношения между преподавателями и студентами были менее формальными, чтобы создавалась творческая атмосфера.
Наша система образования меня вполне устраивает, хотя хотелось бы изменить список изучаемых предметов. Мы изучаем много дисциплин, которые нас, по сути, ничему не учат. Мы пишем лекции и тут же забываем о том, что писали. Лучше сделать упор на практику — это принесет больше пользы. Студенты будут выходить из университетов уже подготовленные к реальным условиям. А практику, например, можно бы было засчитывать как определенный опыт работы.
Оставьте свой комментарий